Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара

Жизненный цикл товара — это период времени, в течение которого товар находится на рынке. Жизненный цикл товара начинается с момента его выпуска и заканчивая уходом товара с рынка.

Товар – это вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи. Продукт произведенный для продажи.

Примечание: продукты, произведенные не для обмена, в экономическом смысле товарами не являются.

Введение

Любой товар проходит жизненный цикл, другими словами говоря – время его присутствия на рынке. Специалисты в области маркетинга выделяют четыре этапа жизненного цикла товара: «Выведение на рынок», «Рост», «Зрелость», «Упадок».

Этапы жизненного цикла товара

Рассмотрим более подробно выделенные этапы жизненного цикла товара:

Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара

Выведение товара на рынок – это появление товара на рынке. Для первого этапа жизненного цикла характерным признаком служит незначительный рост объёмов продаж. Прибыль организации от производства и продаж товара на данном этапе минимальна или её вообще нет.

Рост – это период интенсивного увеличения объёма производства и продаж товара, если предлагаемый продукт оказался необходимым рынку и спрос на него растёт. По мере увеличения объёма продаж на этапе роста, как правило, растет прибыль организации от производства и продаж.

Зрелость – это этап, на котором объемы продаж товара значительны, но дальнейшего роста спроса на продукцию не наблюдается. Прибыль организации на производство и реализацию продукции устоялась, так как дополнительных затрат для вывода товара на рынок не требуется.

Упадок, или — уход с рынка. Для четвертого этапа жизненного цикла товара характерно значительное снижение объёмов спроса вплоть до полного падения продаж на данный товар. Прибыль организации от производства и продаж товара резко падает.

В некоторых случаях отдельные этапы делятся еще на несколько фаз для более подробной характеристики поведения товара и принятия решений, связанных с деятельностью организации на данном этапе. Например, первый этап выведения товара на рынок можно разделить на две фазы: создание и вывод нового товара на рынок.

Зависимость изменения объёма продаж на продукцию обычно изображают в виде графика. По оси абсцисс откладывается время, а по оси ординат — объём продаж, измеряемый в стоимостном или натуральном выражении.

Для различных видов товаров зависимость изменения показателей объёмов продаж и прибыльности не всегда бывает одинаковой. Кривая жизненного цикла товара может иметь повторный цикл.

Рост спроса на товар может быть обусловлен применением мероприятий стимулированию сбыта или развитием новых отраслей промышленности в которых применятся рассматриваема продукция. Так, например, спрос на вооружение растет с началом военных действий.

Понятие жизненного цикла применимо для товарного класса (например, сотовые телефоны), разновидностям товара (например, смартфоны) или марок (например, Apple). У товарных классов продолжительность жизненного цикла самая продолжительная, а разновидности товара имеют более короткий жизненный цикл. Продолжительность жизненного цикла конкретной марки зависит от того, насколько удачной и востребованной она оказалась, а также от того, как действуют конкуренты.

Стратегия организации на различных этапах жизненного цикла товара

Этапы жизненного цикла товара определяют действия организации на рынке:

Выведение товара на рынок. Организация стремится создать новый товар для занятия маркетинговой ниши. Стратегия организации заключается в привлечении инвестиций в проектирование и разработку нового продукта. Для этих целей возможно создание новых компаний с привлечением венчурных фондов и инвестиций или формирование инновационных площадок в рамках существующих организаций.

Рост. Стратегия организации заключается в увеличение объёма спроса на произведенное изделие. Возможно увеличение спроса путем реализации рекламных акций по средствам использовании каналов продаж. Компании на этом этапе создания товара стремятся как можно быстрее захватить рынок и увеличить долю своего присутствия.

Зрелость. Стратегия организации заключается в развитие и улучшение характеристик продукта или снижении себестоимости производства и сбыта товара. На этапе зрелости конкуренция становится наиболее жесткой.

Упадок. На этом этапе жизненного цикла продукции, организации производителя стремятся вдохнуть новую жизнь в товар или уйти с рынка.

Примеры жизненного цикла товара

Рассмотрим пример жизненного цикла товара — печатающей машинки.

Выведение товара на рынок

Печатная или пишущая машинка — эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь.

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана  Генри Миллом в 1714. Действующую машинку, впервые представил миру Терри Пеллегрино в 1808 году. В 1863 году появился предок всех современных печатных машин. Кристофер Лехтем Шоулз и Самуэль Суле придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Рост

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур.  Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся  в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.

Зрелость

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.

Большинство конструкций пишущих машинок можно отнести к одному из четырёх основных типов: 1) машины с цилиндром, 2) машины с рычагами, 3) машины с шариком и 4) машины с ромашкой. Наибольшее распространение получили рычажно-сегментные пишущие машины и машины с ромашками.

С пишущим цилиндром было всего несколько машин: Mignon (1924), Plurotyp (1933), Helios-Klimax (1914), Heady (1921).

К машинам с пишущими рычагами относятся машины «Олимпия», «Адлер», «Ремингтон», «Гермес».

Пишущие головки или пишущие шарики ассоциируется с машинами «IBM».

Пишущие ромашки получили большую популярность и использовались на машинах разных производителей: на машинах «IBM», «Олимпия», «Канон» «Samsung» и многих других.

Упадок

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера?

Godrej and Boyce после 2000 года оставалась единственным в мире производителем печатных машинок. Компания Godrej and Boyce сейчас распродает остатки на складах печатных машинок аи больше не намерена производить эти устройства, поскольку их полностью заменили компьютеры.

Жизненный цикло товара во многом связан с жизненным циклом организации, производящей товар.

Литература

  1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Жизненный цикл товара Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Жизненные циклы товаров
  3. Пишущая машина

Ищите лучшее предложение по проведению аудита и сертификации?