Жизненный цикл организации
Жизненный цикл организации — это совокупность этапов развития, которые она проходит за период своего существования.
В большенстве западных и отечественных литературных источников выделение этапов жизненного цикла организации базируется на заимствованном из биологии подходе к изучению жизнидеятельности биологических видов.
В настоящей статье термин «жизненный цикл организации» рассматривается с точки зрения изучения общего менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития:
- становление,
- рост,
- зрелость,
- смерть.
Перечисленные этапы развития характерны для жизни живого организма. В связи с тем, что имеются существенные различия между жизненным циклом биологического вида и организации последний этап принято заменять на «упадок«.
Так, например, последовательность этапов развития реальных организации может меняться, а некоторые — выпадать. Известно, что большенство «стартапов» прекращают свое существование в первый год создания, а крупные компании с целью избежания «упадка» выводят новые продукты и услуги на рынок возвращаясь к стадии «роста».
Перечисленные этапы жизненного цикла организации представлены для простоты и наглядности ее изучения.
Стартап (от англ. startup company, startup, букв. «стартующий») — термин, изначально использованный для обозначения компаний с короткой историей операционной деятельности. В большенстве случаев под стартапом понимается молодая компания призванная вывести на рынок инновационный продукт или услугу.
В зарубежных источниках даются следующие определения стартапу:
- Стартап – это организация сформированная для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели
- Стартап — это компания, спроектированная для быстрого роста
- Стартап — это площадка для тестирования новых команд
Жизненный цикл организации кратко
Кратко жизненный цикл организации можно охарактеризовать следующим образом: создание, когда организация формируется и предлагает продукцию потребителям, и рост, когда благодаря предложению организация занимает выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить занятую долю рынка под своим контролем и упадок, когда фирма теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. На последнем этапе организация может быть ликвидирована или влиться в более крупную организацию. Возможно разделение организации на более мелкие, которые в зависимости от экономической ситуации могут оказаться на различных стадиях развития.
Литература
Жемчугов М. К. Жизненный цикл организации
Кирилл Бигай. Так что же такое стартап?