Система менеджмента качества (quality management system) — это часть системы менеджмента применительно к качеству.
Термин «Система менеджмента качества» определен в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015.
Ниже приведено более развёрнутое описание системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества
Понимание системы менеджмента качества
Система менеджмента качества включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов.
Система менеджмента качества управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон.
Система менеджмента качества позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений.
Система менеджмента качества предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукции и услуг.
Принципы системы менеджмента качества
Для выстраивания системы менеджмента качества необходимо выполнять организацией семи принципов системы менеджмента качества:
- Ориентация на потребителей
- Лидерство
- Взаимодействие работников
- Процессный подход
- Улучшение
- Принятие решений, основанных на свидетельствах
- Менеджмент взаимоотношений
Модель системы менеджмента качества
Организации имеют много общих характеристик с людьми как живые и обучающиеся социальные организмы. И те и другие являются адаптивными и состоят из систем, процессов и действий. Для того чтобы адаптироваться к изменяющейся среде, они нуждаются в способности к изменению. Организации часто внедряют инновации для достижения прорывных улучшений. Модель СМК организации учитывает, что не все системы, процессы и действия могут быть предопределены; поэтому необходимо быть гибкой и адаптируемой применительно к сложной среде организации.
Процессы системы менеджмента качества
У организации есть процессы, которые могут быть определены, измерены и улучшены. Эти процессы взаимодействуют для достижения результатов, соответствующих целям организации, и пересекают функциональные границы. Некоторые процессы могут иметь важное значение, а другие — нет. Действия, составляющие процессы, преобразуют входы в выходы.
Преимущества наличия системы менеджмента качества
Наличие системы менеджмента качества позволяет ее руководству:
— улучшить общее управление организацией;
— улучшить качество предоставляемых услуг и повысить удовлетворенность потребителей;
— повысить результативность и эффективность деятельности при сокращении затрат на оказание услуг;
— повысить организационную и финансовую дисциплины;
— увеличить заинтересованность работников в качестве, создать в коллективе атмосферу, ориентирующую персонал на долгосрочную перспективу;
— укрепить авторитет и имидж высококачественной организации в профессиональных кругах;
— получить дополнительное конкурентное преимущество в виде сертификата системы менеджмента качества.
Скачать презентацию РОСТ в формате pdf (РОСТ 2017).