Управление рисками

Особенностью новой редакции стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015 (ISO 9001:2015) является применение риск ориентированного подхода к управлению процессами и организации в целом.

Оценку и анализ рисков в организации проводят на основании идентифицированных процессов организации. Ответсвенными за проводимую работу возлагают, как правило, на владельцев процессов.

При управлении рисками применяют следующую терминологическую базу:

Актив: все, что имеет ценность для рассматриваемой организации. Например: процесс, компьютер, работник, данные.

Оценка риска рассматривается как мероприятия по идентификации, сбору, систематизации, применения и анализа документированной информации, позволяющей безпристрастно провести мероприятия по оцениванию рисков. Фактически представляет собой составление таблицы следующей струтуры: Активы, Источник угроз, Способ реализации угроз, Оценка вероятности, Оценка тяжести последствия, Оценка риска (см. таблицу 1), мероприятия по минимизации риска, остаточный риск.

Менеджмент рисков: Согласованные мероприятия по руководству и управлению рассматриваемой организацией в том, что касается идентифицированных рисков.

Обработка выявленного риска: мероприятия по выбору и реализации действий по минимизации возможного риска.

Остаточный риск: Риск, остающийся после обработки риска установленными мероприятиями. Мероприятия следует разрабатывать и реализовывать до тех пор, пока остаточный риск не станет допустимым.

Допустимый риск: вероятность реализации нежелательного события, предполагаемый ущерб от которого рассматриваемая организация готова принять в текущих рыночных условиях.

Угроза: Возможная причина нежелательного рискового события, который может закончиться ущербом для организации.

Риск: Комбинация вероятности нежелательного события и тяжести его последствий.

Анализ риска: Систематическое использование информации для выявления источников угроз и для оценки степени риска.

 

Оценка риска: мероприятия по проведению анализу рисковых событий и оценки их значительности применительно к организации.

Риск оценивается на основании двух факторов: вероятность возникновения и тяжесть последствия (см. таблицу 1). Следует отметить, что оценка рисков производится не как арифметическая операция сложения или умножения, а как логическая — сочетание двух факторов. Это связано с тем, что тяжесть последствия и вероятность возникновения являются различными характеристиками оценивания риска.

Таблица 1 – Таблица оценок рисков допустимых и недопустимых

 

Вероятность возникновения

Тяжесть последствия
минимальная средняя высокая критическая
нереализуемая допустимая допустимая допустимая допустимая
низкая допустимая допустимая допустимая недопустима
средняя допустимая допустимая недопустима недопустима
высокая допустимая недопустима недопустима недопустима
критическая недопустима недопустима недопустима недопустима

 

В случае оценки риска как — «недопустимый» владельцу процесса следует разработать и реализовать мероприятия по минимизации либо вероятности, либо тяжести последствия.

Вам нужна помощь?

Свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом для получения ответа на интересующий вопрос.

Ищите лучшее предложение по проведению аудита и сертификации?