Товар
Товар (product) – продукт, предназначенный для продажи.
Термин «продукт» является базовым экономическим термином. Он настолько важен в современной экономической жизни, что ему дано множество определений, ряд из которых закреплено в отечественных и зарубежных нормативных документах.
Теоретическое основы категории товар
Категория — наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий.
Основоположниками введения экономической категории «товар» являются: Адам Смит, Карл Маркс и Карл Менгер.
В исследовании о природе и причинах богатства народов А. Смит указывал на наличие в любом товаре одновременно двух различных категорий: потребительской и меновой стоимости.
Потребительская стоимость, — это ценность для потребителя.
Меновая стоимость, — это нечто, что позволяет обменивать разные товары в определённых пропорциях друг к другу и при этом каждая из сторон считает такой обмен справедливым
Аналогичное определение термину «товар» дает К. Маркс, выделяя два свойства товара: стоимость для потребителя (ценность) и стоимость (затраты на производство). Стоимость для потребителя рассматривается как способность товара удовлетворять потребность в использовании его полезных свойств. Стоимость рассматривается в виде воплощения необходимых для производства товара затрат рабочего времени.
В марксистской политической экономии разделяются понятия цены и стоимости. Под стоимостью товара понимается эквивалент общественно-необходимых затрат труда на его производство. А цена товара – есть денежное выражение его стоимости.
В Основании политической экономии К. Менгер определяет товар как экономическое благо.
В настоящее время под товаром понимают все то, что можно продать. Учитывая теоретические определения и бытовое понимание природы товара в законодательной и нормативной базе закреплен ряд определений.
Юридические определения термина товар
В связи с обширностью применения термина «товар» в большинстве законов вводится свое определение термина. Приведем некоторые, наиболее известные:
Федеральный закон N 325-ФЗ от 21.11.2011 «Об организованных торгах» РФ определяет товар:
товар — не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам.
Федеральный закон N 135-ФЗ от 21.11.20126.07.2006 «О защите конкуренции» РФ определяет товар:
товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В стандарте Согласно ГОСТ Р 51303-2013. ТОРГОВЛЯ. Термины и определения:
товар — объект гражданских прав (работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или любого другого введения в оборот.
С целью изучения категории товар и сопряженные с ней взаимоотношения между продавцом и покупателем выделилась наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих потребительские свойства, и факторах обеспечения этих характеристик – «Товароведение».
Товароведение
Кроме указанных выше характеристик товара в товароведение рассматривается качество товара.
Качество товара — совокупность потребительских свойств товара, соответствующих установленным требованиям, в том числе условиям договора купли-продажи или иных аналогичным.
Литература
- Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов.
- Карл Маркс. Капитал.
- Карл Менгер. Основание политической экономии.