Система менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015)
Конкуренция между организациями ежегодно усиливается. Ужесточаются требования проверяющих структур. Следствием чего является необходимость развития системы управления организации, удовлетворяющая как государственным законодательным требованиям, так и отраслевых рынков. С целью помощи организации в развитии систем управления, ориентированных на гармоничное повышение конкурентноспособности организации и улучшение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг были разработаны стандарты ИСО серии 9000.
Серия международных стандартов включает в себя следующие брошюры: ГОСТ Р ИСО 9000-2015, ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ISO 9004:2009, ISO 19011:2011. Представленный набор стандартов является современным набором методов менеджмента, применение которых приведет к достижению поставленных целей в области качества и конкурентного преимущества.
Виды бизнеса различны, но бизнес как система остается одним и тем же, независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков.
Питер Дракер (р.1909), американский специалист по менеджменту
ГОСТ Р ИСО 9000-2015. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
Стандарт является фундаментальной основой для понимания и применения современной терминологической базы систем менеджмента.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015. «Системы менеджмента качества. Требования»
На соответсвие этому стандарту осуществляеются аудиты: сертификационный, надзорный, ресертификационный.
ISO 9004:2009. «Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»
Применяется организациями достигшим соответсвия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 для дальнейшего развития в области менеджмента качества и делового совершенства.
ISO 19011:2011. «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента»
Используется в качестве детального руководства для планирования, организации и проведения внутренних и внешних аудитов систем менеджмента организаций.
ISO — International Organization for Standardization.
ИСО — Международная организация по стандартизации.
В указанных выше стандартах описана модель системы менеджмента качества применяемая для организаций различной численностью, различной форм собственностью и различных секторов экономики. Эта модель, благодаря своей универсальностью, является наиболее признанной и принятой предприятиями всего мира. Она составлена на основании изучения методов менеджмента организаций — лидеров своих областей деятельности.
Ключевой особенностью модели является:
- Принятие и соблюдение работниками организации установленных правил
- Управление организацией, базирующееся на процессах
- Менеджмент рисков и возможностей
- Определение показателей качества работы, измерения, анализ, улучшения
- Документирование правил работы и результатов деятельности
Обьяснение аббревиатуры — ISO 9000:2015 и ГОСТ Р ИСО 9000 — 2015.
Международная организация по стандартизации разрабатывает стандарты с аббревиатурой ISO. В ИСО оффициальным языками являются: английский, французский и русский. Исторически сложилось, что разрабатываются, согласовываются и утверждаются стандарты на английском языке. Серия международных стандартов в области систем менеджмента качества получила номер 9000. Дата издания стандарта — 2015 г. Структурное подразделение Федерального Агентства по Техническому Регулированию и Метрологии сделало аутентичный перевод с английского на русский язык, который получил номер ГОСТ Р ИСО 9000 — 2015. Стандарты ГОСТ Р ИСО 9000 — 2015, ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015 являются официальными версиями, принятыми в России.
Разработка и внедрение систем менеджмента качества проводится поэтапно.
Основные этапы работ:
- Этап 1. Проведение диагностического аудита
- Этап 2. Провеение семинара по основам систем менеджмента качества
- Этап 3. Разработка комплекта процессов и процедур
- Этап 4. Анализ рисков, связанных с процессами
- Этап 5. Доведение процессов и процедур до работников
- Этап 6. Проведение внутреннего аудита
Сертификация систем менеджмента предприятий в России осуществляется органами по сертификации на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015. Орган по сертификации должен быть аккредитован Федеральной Службой по Аккредитации.
Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет свои воды.
Гораций
Сертификация системы менеджмента качества организации позволяет:
- Убедиться в правильности выбранных направлений развития организации
- Найти потенциалы для улучшения
- Привлечь потребителей
- Улучшить качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг
- Сократить непроизводительные затраты
- Получить дополнительное конкурентное преимущество в виде сертификата соответствия
Следствием вышесказанного является огромный успех применения методов менеджмента качества и сертификации предприятий.
Сертификация систем менеджмента качества и получение сертификата ИСО 9001 стало неотъемлемой частью устойчивого развития современной организации!
Литература:
- Автореферат. Система менеджмента качества как основа конкурентоспособности в предпринимательстве. Ульянов М.В.
- Текст диссертации. Повышение конкурентоспособности предприятия за счет менеджмента качества. Ульянов М.В.