Давно миновали те времена, когда нужно было годами копить деньги сначала на покупку автомобиля, а потом и на строительство гаража для него. С каким бы чувством мы не вспоминали их, всё равно память выхватит тот яркий отрывок из фильма «Гараж», когда герой Георгия Буркова с чувством кричит, что за этот объект капитального строительства он продал родину. Сейчас родину продавать не нужно — гаражи давно уже не в моде. Отчасти потому, что автомобили стали абсолютно другими, а отчасти и потому, что современным мегаполисам становится всё теснее в железобетонных рамках старых городов. От этого проблема строительства новых, современных парковочных площадок выходит на передний план.
Сколько существует видов парковок? Давайте посчитаем.
1. Обычная плоская наземная парковка, так называемый классический вариант.
2. Многоуровневая наземная парковка из железобетонных или сборных металлических конструкций.
3. Механизированная подземная или комбинированная парковка.
4. Подземная парковка, тоже может считаться отчасти классической.
5. Надземная парковка на крыше дома.
6. Роторная парковка – самый современный вариант.
Всё? Нет не всё. Далеко не всё. Всё только начинается. Давайте рассмотрим основные особенности строительства наиболее распространенных парковок и решения, которые обычно принимаются в процессе планирования и возведения.
Плоская наземная парковка.
Для обычных граждан, конечно, самым приемлемым вариантом будет обычная плоская парковка. Самое сложное в деле строительства такого комплекса – это согласовать и собрать все подписи на всех необходимых документах. Хорошо, если ваше товарищество собственников жилья определилось с тем, на какую парковочную площадку необходимо собирать деньги, решило все вопросы с отведением земельного участка и заручилось всем полагающимися подписями. А кроме всех подписей членов ТСЖ нужно будет заручиться одобрением таких организаций, как ГИБДД, Управление городского ландшафта и благоустройства, тогда встаёт вопрос архитектурного проекта.
Со всеми собранными бумагами доверенное лицо ТСЖ идёт в проектную организацию, и строительство можно считать начатым. Ещё раз необходимо обратить внимание на то, что строительство будет вестись за счёт собственников участка, которыми и являются сами граждане. У каждого, заплатившего за строительство парковки будет собственное место размером 2,5 на 5 метров. Для оптимизации расходования денежных средств самым дешевым материалом для строительства таких парковок считается щебёночное покрытие. Но применяется также и специальная газонная георешетка, и традиционное асфальтовое покрытие.
Главное помнить, что все решения собрания должны быть зафиксированы протоколами. Все спорные вопросы нужно решать или на общем собрании, или через суд. Вынести решение о строительстве таких парковок граждане могут самостоятельно, но и финансирование, и контроль строительства тоже ложатся на их плечи.
Теперь поговорим о том, что может предложить крупный застройщик? Насколько можно полагаться на всевозможные серьёзно конкурирующие организации и муниципальные предприятия?
Наземная многоуровневая парковка.
Функционально этот вид парковочных комплексов предназначен для стоянки (хранения) лёгкого автомобильного транспорта. Жесткость такой конструкции достигается за счёт взаимодействия перекрытий и колонн, являющихся одновременно основанием здания. Свайный фундамент завершается монолитным ростверком, равномерно распределяющим на опоры нагрузку всего сооружения. Несущие элементы, стены, колонны, перекрытия, лестничные марши и площадки также железобетонные. Проектные документы должны быть представлены в соответствии с законодательством. Количество парковочных мест, выездов и уровней, лифтов и пропускная способность парковки определяется проектом. Кроме того, многоуровневая площадка в несколько раз эффективнее площадки обычной. Появляется прекрасная возможность на относительно небольшой территории разместить гораздо больше автомобилей, чем при использовании обычных вариантов.
Этот же фактор относится и к подземным паркингам, позволяющим освободить земельные участки от этой нагрузки, поскольку сейчас самым ценным ресурсом современных городов является полезное пространство, необходимое для функционирования городской инфраструктуры.
Подземная многоуровневая парковка.
В отличие от наземных сооружений подобного рода, подземная парковка потребует гораздо больших затрат времени и капиталовложений на строительство. Да, строить подземные парковки гораздо дольше и с большими затратами. Да, такие парковочные места стоят дороже и доступны лишь для элитных клиентов, как и механизированные гаражи, наземные, подземные или совмещенные, такие сооружения изначально ориентированы на более обеспеченную клиентуру. Это стоит учитывать, создавая подобные сооружения, потому что многие горожане, приобретая квартиру для собственного проживания, лишние деньги скорее предпочитают тратить на полезные квадратные метры жилья, чем на обслуживание подземной парковки.
Многоуровневая металлическая парковка.
Но технологии не стоят на месте, и сегодня многие строители обращают свое внимание на очень широкий и емкий бюджетный рынок. Многоуровневая наземная парковка, выполненная целиком из легких металлических конструкций, возводится очень быстро, и она станет хорошей альтернативой капитальным и дорогим железобетонным сооружениям. Конструктивная особенность этого объекта в том, что возводится он из готовых, заранее выполненных на заводе конструкций, и строят ее не строители, а монтажники. Монтаж занимает ограниченное количество часов, к тому же лёгкость возведения не сказывается на качестве. Парковочные места в этом случае в несколько раз дешевле, чем на объекте капитального строительства.
Другие варианты современных парковок.
В настоящее время, благодаря постоянному развитию конструкторской мысли, появляются всё более технологичные решения этого вопроса. Кроме парковок, устроенных на крышах зданий, для хранения автомобилей предлагаются конструкции роторного типа. Это абсолютно новые механизированные автоматические или полуавтоматические комплексы, что позволяет на меньшей территории хранить большее количество автомобилей. Автомобили в них двигаются по криволинейной траектории, по принципу карусели, замкнутого транспортёра. Возведение таких парковочных комплексов стало бы огромным подспорьем в решении проблемы парковочных мест в условиях «перенаселённости» наших городов автомобильным транспортом.
В любом случае, содержание автомобиля не должно быть дороже самого автомобиля, это аксиома. Поэтому бюджетные варианты строительства парковочных мест со временем будут только множиться.
Если рассматривать проблемы строительства парковочных мест в условиях современных мегаполисов, на первый план выходят вопросы финансирования строительных организаций, выделения земельных участков под паркинги, требований различных инстанций к условиям строительства и содержания парковок и количества автовладельцев, желающих найти удобное, практичное, надёжное место для своего автомобиля.